Дом наследия Ури Цви Гринберга

Переводы с иврита

Переводы с идиша

Сайт на иврите

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ

 

Ури Цви Гринберг родился 15 числа осеннего месяца тишрей 5657 года (22.9.1896) в местечке Белый Камень в Восточной Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. Он был старшим сыном Бат-Шевы (урожденной Ландман) и главы хасидского двора (адмора) раввина Хаима Гринберга, обладавшего большим авторитетом в еврейском мире.

Когда будущему поэту было полтора года, его семья переехала из местечка в город Львов, который в то время был одним из центров еврейской культуры. Ури Цви получил глубокое религиозное образование.

В 1912 году он опубликовал первые стихи на иврите и на идише. Гринберга печатали самые престижные еврейские литературные издания того времени, в том числе журнал "А-Шилоах", выходивший на иврите в Одессе. Первые книги его стихов были написаны на идише. Важнейшей из них стала изданная отельной книгой поэма "Мефистофель". Книги стихов на иврите стали выходить в свет после репатриации Гринберга в Эрец-Исраэль.

Будучи австрийским подданным, поэт был призван в австрийскую армию и принял участия в кровопролитных боях Первой мировой войны на Сербском фронте.

В 1918 году, вскоре после того как Ури Цви вернулся с фронта, во Львове произошел еврейский погром. Поэту, его родителям и шести сестрам чудом удалось спастись.

В 1920-1922 гг. поэт жил в Варшаве, столице Польши, которая незадолго до этого обрела независимость. Там он примкнул к группе литераторов-модернистов, творивших на идише, и стал признанным лидером еврейских экспрессионистов.

В литературном журнале "Альбатрос", редактором которого был Гринберг, он выступил с гневным осуждением преступлений христиан против еврейского народа, и польские власти выдали ордер на арест поэта, обвинив его в оскорблении христианской религии. Гринбергу пришлось бежать из Польши в Германию. В Берлине он издал последний номер "Альбатроса", в котором опубликовал свою поэму "В царстве креста". Поэма эта пронизана пророческим предвидением приближающего уничтожения евреев в христианской Европе. Гринберг назвал это время "Тринадцатым часом еврейского народа".

В декабре 1923 года поэт репатриировался в Эрец-Исраэль. Он объездил всю страну, но прежде всего "поднялся" в Иерусалим. Вид Храмовой горы, на которой не сохранились даже остатки разрушенного Храма, потряс его до глубины души.

Вскоре после алии Гринберг начал публиковать на иврите стихи и статьи, в которых в полную силу проявилось его творчество новатора в области как формы, так и содержания произведений.

В Эрец-Исраэль Гринберг, связанный тогда с сионистским рабочим движением и считавший себя поэтом еврейского пролетариата, стал писать почти исключительно на иврите, а с основанием газеты "Давар" (1925) сделался ее постоянным сотрудником, воспевая халуцим (первопроходцев), воздавая должное их самоотверженности во имя достижения общенациональных целей. Свои произведения он публиковал в периодических изданиях и сборниках, издававшихся рабочим движением. Однако довольно скоро Гринберг выступил с резкой критикой политического руководства нового ишува (сионистской еврейской общины Эрец-Исраэль), обвиняя это руководство в слабости и безволии, в отсутствии адекватной реакции на массовые убийства евреев арабами. Он требовал четкого определения задачи сионизма как восстановления суверенитета еврейского народа в Эрец-Исраэль. Возник острый конфликт, который привел к конфронтации между поэтом и политическим руководством ишува. Ури Цви Гринберг примкнул к движению сионистов-ревизионистов, был избран в его руководящие органы и представлял движение на сионистских конгрессах.

Автор острых полемических статей, вызывавших восторженные отклики многих читателей, Ури Цви Гринберг наряду с Владимиром (Зеэвом) Жаботинским стал ярким выразителем идей национального движения.

Двадцатые и тридцатые годы были для Гринберга очень плодотворными. Вышли его замечательные поэтические сборники "Эйма гдола вэ-Яреах" ("Великий ужас и луна"), "А-гаврут а-ола" ("Растущее мужество"), "Хазон ахад а-легьонот" (Видение одного из легионов), "Анакреон аль котев а-ицавон" ("Анакреон на полюсе скорби"), "Клапей тишим ве-тиша" ("Девяносто и девять"), "Келев баит" ("Дворовый пес"), "Эзор маген ве-неум бен а-дам", ("Укрепрайон и речь сына крови"), а также пять номеров альманаха "Садан", который он редактировал.

В его стихах и статьях пророческие видения и политические идеи слиты воедино с пронзительной лирикой. Идеологические воззрения Гринберга привлекли к нему массового читателя, но в то же время сделали поэта объектом преследований со стороны литературного истеблишмента. Несмотря ни на что, Ури Цви Гринберг остался верен своим взглядам и принципам до самого конца жизни.

По мнению самого поэта, его важнейшей книгой стала "Сефер китруг ве-эмуна" ("Книга обличения и веры"), изданная в 1937 году. Книга воплощает глубокую веру Гринберга в приход Машиаха и Геулу (Избавление Эрец-Исраэль) и в то же время представляет собой глубокий анализ политической ситуации в стране. Сборник завершается пророческим видением изгнания британских колонизаторов из Эрец-Исраэль и воссоздания независимого еврейского государства.

Эта книга оказала огромное влияние на появление подпольных еврейских боевых организаций - ЭЦЕЛ ("Национальная военная организация") и ЛЕХИ ("Борцы за свободу Израиля"), начавших вооруженную борьбу против британской колониальной администрации.

30-е годы поэт провел в основном в Польше, где издавал еженедельник Ди Велт" и публиковал в идишской прессе статьи-предостережения о нависшей над евреями Европы угрозе истребления. В 1939 году, после начала Второй Мировой войны, ему удалось покинуть Польшу и добраться до Эрец-Исраэль. Родители и сестры поэта вместе с их семьями, оказавшиеся на территории, занятой в 1939 году Красной Армией, были уничтожены, когда в 1941 году эту территорию оккупировали войска нацистской Германии.

Во время Второй мировой войны Гринберг практически стихов не печатал, хотя писал очень много.

Когда окончилась война и стали очевидны масштабы Катастрофы европейского еврейства, он начал публиковать в периодике произведения, исполненные гнева и горечи. В годы борьбы с британскими властями Гринберг подвергся аресту за поддержку еврейских подпольщиков.. После провозглашения Государства Израиль Гринберг стал депутатом Кнессета 1-го созыва (1949-51) от партии Херут. В 1951 году поэт издал свою последнюю прижизненную книгу "Реховот а-Наар. Сефер а-эялут ве-а-коах" ("Книга мужества и силы"). Книгу эту можно назвать памятником жертвам Катастрофы. Затем до конца жизни он публиковал свои стихи - на иврите и на идише - в периодической печати - лирику, поэзию национального экзистенциализма, поэзию пророческого видения, а в последние годы жизни - и поэзию метафизическую.

В глубоко оригинальной и разнообразной по форме поэзии Гринберга отчетливо прослеживается его глубокая вера в право еврейского народа на землю предков и в его особое предназначение, являющееся проявлением Божественной воли.

Несмотря на непрекращавшийся идеологический конфликт с израильским истеблишментом, Гринберг был удостоен ряда литературных премий, в том числе премии Бялика (1947, 1957) и Государственной премии Израиля (1957). Гринберг удостоился звания почетного доктора философии Тель-Авивского университета (1978), он был членом Академии языка иврит (1959).

Ури Цви Гринберг по праву считается поэтом Иерусалима. В его стихах, проникнутых идеей Избавления Израиля и восстановления Царства Израилева, Иерусалим занимает центральное место.

Духовное наследие и поэзия Гринберга оказали огромное влияние на еврейскую поэзию ХХ века и израильскую культуру в целом. Его творчество стало объектом многочисленных литературоведческих исследований.

В первые годы его творчества книги поэта выходили небольшими тиражами и к концу ХХ века стали почти недоступными для читателей.

Двухтомное собрание сочинений поэта на идише вышло в 1979 г. В 1991 г. издательство "Мосад Бялик" начало издавать под редакцией профессора Дана Мирона полное собрание сочинений Ури Цви Гринберга. К настоящему времени вышли в свет 16 томов. Значение его общественно-литературной деятельности выходит за рамки собственно поэзии и обретает характер пророческого видения.

Ури Цви Гринберг умер в День Независимости Израиля, 5 числа месяца ияр 5741 года (08.05.1981), и похоронен на Масличной горе в Иерусалиме.


На главную страницу