Jerusalem Anthologia
Museum
Панорама Маши Хинич

"...существует и фотографирует"

В сегодняшнем выпуске рубрики рекомендаций речь пойдет лишь об одной выставке - но зато какой! Сделанной с таким размахом, что впечталений, безусловно, хватит на всю последующую неделю.

KKL 1 "Керен Кайемет Ле-Исраэль" (ККЛ) официально переводится на русский как "Земельный Фонд Израиля". Гигантская впечатляющая фотовыставка, посвященная ККЛ, открылась в прошедшую пятницу в "историческом" турбинном зале тель-авивской электростанции "Ридинг", построенной Рутенбергом в 1938 году. Выставка эта называется весьма символично - "Керен кайемет вэ-мецалемет" - "Фонд существует и фотографирует".

А существует "Керен Кайемет" уже 100 лет, и именно в честь этой даты и организована выставка на электростанции (пользуюсь случаем напомнить, что в эти дни в Музее Израиля проходит выставка, рассказывающая об архитектуре израильских электростанций и Рутенберге).

Задумана эта поражающая экспозиция именно как художественная фотовыставка, без дополнительных исторических документов или материальных свидетельств, таких как "голубые коробочки" или марки ККЛ. Но даже одни "чистые" фотографии создают мощное историческое поле. Чего стоят, к примеру, снимки Голды Меир, сажающей дерево, или киббуцников на вершине холма - таких лиц давно уже нет, да и холмы те срыты нерадивыми потомками, забывшими о том, как создавалась и как трудно доставалась эта земля.

KKL 2 Куратором выставки "…существует и фотографирует" назначен Гади Дагон, известный тель-авивский фотограф, который вместе с работниками "Керен Кайемет" провел гигантскую работу - отобрал 250 снимков периода с 1903 по 2003 год из огромного архива "Керен Кайемет", где хранится около 180,000 цветных и черно-белых негативов и фотографий, сделанных за 100 лет существования "Земельныого Фонда" сотнями фотографов. Для выставки были отобраны лучшие снимки 10 мастеров - фотографов, начавших работать в Палестине в 1920-1930-х годах, приехавших в основном из Германии и привнесших в стиль своих произведений, зачастую постановочных, тенденции тогдашнего европейского авангарда, примененного к местным условиям, культуру "баухауза" и понимание силы новой медии, которой в то время являлась фотография.

Впрочем, эту силу оценили и отцы-основатели. Бесчисленные снимки из архива "Керен Кайемет" делались не только для документального освидетельствования трудов этой действительно благородной организации - главным делом которой было приобретение земель, а не исключительно лишь посадка лесов, - но и для создания имиджа еврейского ишува, а позже и молодого государства за границей. Знаменитая "голубая коробочка" вкупе с прекрасными (и по сей день впечатляющими) фотографиями сделали свое дело и помогли не только собрать значительные суммы за границей, но и создать фототезу сионистского мифа. Вот имена тех старых мастеров, чьи работы включены в раздел "Маэстро" на выставке: Золтан Клугер, Шмуэль Йосеф Швейг, Яаков Рознер, Авраам Малавски, Лазарь Динер, Тим Гидал, Вернер Браун, Фред Чесник, Александр Штрезмистер, Давид Харрис.

KKL 3 Вторая часть выставки - "Наследники" - составлена из работ 11 наших современников, снимавших для "Керен Кайемет" начиная с 1960-х годов. Прежде всего назову имя Дмитрия Вилькина - хотя бы потому, что его первые фотографии после репатриации в Израиль были опубликованы в 1991 году именно в "Вестях" (тогда еще "Времени"), а также таких интереснейших мастеров, как Барри Фридлендер, Мики Керцман, Рона Ефман, Тамар Караван, Моше Шай, Гилад Офир, Михаль Хайман, Песи Гирш, Рази (Ричард Рабинович), Шломо Арад. Их фотографии частью отбирались из уже готовых снимков, но в основном работы "молодого" поколения были сделаны специально к этой экспозиции.

По заказу Гади Дагона 7 из из 11 фотографов должны были отразить на фотобумаге понятия "коричневое" (земля), "голубое" (вода) и "зеленое" (леса), и к тому же привязать все эти художества к сионистской идеи "Керен Кайемет" об освоении земель. Результаты - удивительные и фантастические. Качество работ таково, что отобрать несколько снимков для иллюстрации этой статьи было очень сложно, хотелось поместить все. А Гади Дагон признался, что испытывал такие же "муки", только во много крат умноженные, отбирая пару сотен работ из огромного архива "Керен Кайемет". Выставить хотелось так много, что отбор проводился жесткий, и это при том, что уровень фотографий чрезвычайно высок.

KKL 4 Архив "Керен Кайемет" был основан в 1920 году, и собранные в нем снимки свидетельствуют не только о посадке лесов, но и о строительстве поселений, буднях мошавников, закладке городов и киббуцев. На них запечатлены новые репатрианты, пейзажи, дети и взрослые, поля и улицы, леса и холмы, мастерские и сельскохозяйственные работы, строительство домов и дорог и просто - цветы, деревья, пейзажи. Благодаря такой широкой тематике этот архив считается редкостным собранием. В архив ККЛ включены также архив Вильнаи - 370 фотографий с 1900 по 1940 год, архив доктора Яакова Рознера - 3000 снимков с 1935 по 1948 год, и архив Авраама Малавски - около 500 негативов с 1920 по 1960-й год.

Фотографии старых мастеров размещены на первом этаже турбинного зала "Ридинга", на втором - работы наших современников, а в одном из верхних залов демонстрируется получасовой документальный фильм о ККЛ. Интересный факт: большинство фотографов "старого" поколения были еще и кинорежиссерами и снимали фильмы, в основном документальные, в том числе и по заказам "Керен Кайемет". Но несмотря на обилие старых снимков, выставка не производит впечатление чего-то запыленно-ностальгического. Наоборот, глядя на эти фотографии, хочется действовать, и если не бежать немедленно сажать деревья или строить новые киббуцы, то хотя бы выехать в лес и оценить размах деятельности "Керен Кайемет" за век ее существования.

KKL 5 Выставка поделена на пять частей: "Маэстро" , "Наследники", "Знаменитости" (Фрэнк Синатра и Элизабет Тейлор с саженцами елочек), интерактивный стенд и компьютеризированный раздел.

Посетителям предлагается принести с собой фотографии, имеющие то или иное отношение к "Керен Кайемет", - начиная с обычных снимков пикников в лесу и кончая возможными раритетами. Эти фотографии будут сканироваться и копии помещаться на особые "интерактивные" стенды. Более того, можно послать фотографии в архив ККЛ по Интернету, в том числе и из-за границы.

В качестве фона пригласительной открытки на выставку была выбрана фотография, сделанная Яаковом Рознером в 1946 году в киббуце Йехиам. Личность запечатленных им двух молодых мужчин так и не удалось установить, но устроители выставки надеются, что, может быть, ее посетители помогут в идентификации этих двух киббуцников.

Каталог экспозиции составлен Гади Дагоном, известным историком израильской фотографии Роной Села, журналистами Адамом Барухом и Игалем Серна, и Гайем Разом - исследователем израильской фотографии, выпускающим как раз в эти дни огромный альбом "Фотографы Израиля", в который среди прочих включен и родившийся в 1918 году Вернер Браун - один из здравствующих и поныне "маэстро" старого поколения, живая "фотолегенда", почтивший своим присутствием пресс-конференцию в преддверии открытии выставки.

KKL 6 Экспозиция "…существует и фотографирует" продлится до дня Независимости 7 мая. Открыто ежедневно, с воскресенья по четверг - с 16.30 до 22.00, и по пятницам - с 10.00 до 15.00. Вход на выставку - бесплатный. Организованные группы могут заказать лекцию-экскурсию, но уже за оплату.

В прошлом году выставку "Цальмания" на "Ридинге" посетили более 120,000 тысяч человек, так что если такой успех повторится, то нынешнюю экспозицию безусловно продлят.

Дополнительную информацию можно получить по бесплатному телефону 1-800-350-550. Сайт ККЛ, на который можно посылать фотографии - www.kkl.org.il. Часть снимков демонстрируется на сайте по адресу  www.kkl.nana.co.il.

"Вести", 15.04.2003