Jerusalem Anthologia
Museum
Панорама Маши Хинич

Рутенберг - человек и архитектор

Rutenberg 1_Mendelson, 'Haifa', 1923 Пинхас Рутенберг, приехавший в Палестину в 1919 году - одна из самых интересных личностей, когда-либо живших в Израиле. Вокруг его имени сложено столько легенд, что иногда трудно поверить, что речь идет об одном и том же человеке. Может, поэтому в Музее Израиля в Иерусалиме решили устроить "узкопрофильную" выставку, посвященную одной из сторон деятельности Рутенберга - строительству электростанций в Палестине (концессию на разработку электроэнергии он получил от британских властей в 1921 году), а если еще точнее - то архитектуре электростанций, спланированных и построенных при участии Рутенберга в 1920-1930-е годы. Так что не надо думать, что новая выставка в музее посвящена цветному оформлению счетов за электричество или дизайну лампочек. Экспозиция "Первый свет" - историко-архивная, документальная и основана на сохранившихся разработках, фотографиях и моделях первых израильских электростанций, построенных и существовавших в Палестине еще до основания государства.

Естественно, что немалая часть экспозиции посвящена Рутенбергу - фигуре настолько многогранной, что даже как-то неудобно просто упоминать его имя в небольшой заметке. Ему посвящены многотомные исследования, о нем написано немало книг, недавно снят первый израильский фильм о жизни Рутенберга. А те, кто живет на улице Пинхас, должны знать, что имеется в виду именно Пинхас Рутенберг. Полностью выставка называется "Первый свет: Рутенберг и архитектура электростанций", так что те экспонаты, которые не связаны с Рутенбергом, - архитектурные. Среди архитекторов, которых Рутенберг привлек к планированию первых электростанций в Палестине, были столь известные, как Эрик Мендельсон (один из тех, кто застроил Тель-Авив и Иерусалим зданиями "баухауза"), Рихард Кауфман, Александр Бервальд, Иосиф Берлин.

Rutenberg 2_Oral & Zohar, 'Haifa-Aleph' Первую свою электростанцию - Наараим - Рутенберг построил на слиянии двух рек, Иордана и Ярмука, - отсюда и название. Массивные развалины Наараим можно увидеть и сегодня - зрелище завораживающее. Первая же тель-авивская электростанция, законченная в 1923 году, была спланирована в неоклассическом стиле, но уже следующие - в Тверии и Хайфе - были примерами израильского модернизма в архитектуре. Те, первые здания, построенные Рутенбергом и его командой, являли собой яркий образчик индустриальной архитектуры того времени и опережали европейские архитектурные разработки по крайней мере на десятилетие: голый бетон, большие просторные залы, черно-белое цветовое решение. Кстати, строя электростанции, Рутенберг одновременно возводил рядом здания для отдыха и дома для рабочих, руководствуясь принципом "общего дома".

А здание тель-авивской электростанции "Ридинг" (1936-1938 годы) до сих пор считается одним из красивейших зданий города, несмотря на свою помпезность, благодаря точной соразмерности пропорций.

Rutenberg 3_Oral & Zohar, 'Naharaim-White House', 1929 Выставка "Первый свет" в основном базируется на материалах из архива Электрической компании в Хайфе и на частном собрании архитектора Рихарда Кауфмана, которое был передано в Центральный сионистский архив в Иерусалиме. На экспозиции впервые представлены широкой публике многие документы, красочные и впечатляющие эскизы, фотографии, в том числе интереснейшие снимки процесса строительства, и несколько моделей электростанций, сделанных специально для этой выставки.

А вообще-то экспозиция "Первый свет" организована совместно с Электрической компанией и приурочена к 80-летию этой достославной и столь изменившейся за многие годы, превратившейся в промышленного монстра осуществленной мечты гения. Электрическая компания официально была основана Рутенбергом 29 марта 1923 года.

Выставка продлится около полугода. К ее открытию издана поистине роскошная книга, посвященная архитектуре израильских электростанций, в которую включены как специальные статьи, так и биографические очерки о Рутенберге и о многих архитекторах, с ним сотрудничавших. Но это не каталог выставки, а специализированное издание, которое в первую очередь будет интересно именно профессионалам.

"Вести", 06.04.2003